суббота, 20 августа 2011 г.

Знакомство с бесконечностью или борьба элит, часть 2

В первой части обзора я начал препарировать две топ-модели аэрографов от Iwata и Harder-Steenbeck. К сожалению, в один пост полный обзор уложить не получилось. Прервались мы на рассмотрении воздушно-красочного канала Инфинити. Теперь, прежде чем сравнивать его конструктив с Иватой и анализировать достоинства и недостатки разных подходов, начать надо с рассмотрения конструкции воздушно-красочного канала у Иваты.

Кстати, такая же конструкция с незначительными отличиями используется во всех многочисленных клонах Иваты (читай, JAS) и вообще в большинстве аэрографов классического дизайна. Отличия от оригинала я постараюсь в тексте обозначить.

Материальное сопло Иваты очень мелкое, изготавливается из нержавеющей стали:


























Допуски материального сопла у Иваты минимальны, деталь изготовлена с высочайшей точностью. Сопло крепится к красочному каналу резьбовым соединением с помощью специального миниатюрного ключа. Резьба в оригинальной Ивате притертая, крепление без прокладок:























 (м-да, пора полировать иглу)

В клонах и копиях такую точность резьбового соединения обеспечить не удается. Поэтому в большинстве аэрографов классической конструкции материальное сопло имеет еще и уплотнительную прокладку. Это самое главное отличие оригинальной Иваты от клонов: отсутствие лишних прокладок.

Крепление на притертой резьбе дает преимущество в надежности соединения. А изготовление материального сопла из стали существенно увеличивает его время жизни. Ивата непринужденно работает с абразивными красками. Сопло, таким образом, не рассматривается как расходник. Его время жизни сопоставимо со временем жизни самого аэрографа. По опыту использования Иваты могу сказать, что в первую очередь истирается игла (можно полировать самостоятельно, а не менять), потом вымывается смазка из воздушного клапана (тоже восстанавливается). При неблагоприятном стечении обстоятельств расслаивается тефлоновая - единственная во всем корпусе аэрографа! - прокладка между корпусом и суппортом. Таким образом, благодаря высокой точности изготовления, аэрограф можно считать необслуживаемым.

Воздух в Ивате подается через единственное отверстие под красочным каналом:

























Воздушное сопло простой конструкции, безо всяких воздушных каналов и, опять же, без прокладок и уплотнителей:

























Воздушное сопло крепится на притертую резьбу, герметичность соединения обеспечивается покрытием резьбы со стороны корпуса аэрографа мягким металлом (который, как видно на фото, со временем отслаивается) и тонким слоем смазки.

В общем, конструкция, старомодная, не такая изящная, как у Инфинити. Зато точность изготовления поразительная.

И вот теперь мы подходим к одной проблеме конструкции красочного канала. У Иваты, благодаря резьбовому соединению материального сопла с каналом подачи краски, внутри канала образуется кольцевой уступ. На этом уступе при интенсивном использовании скапливается различная грязь, пыль, остатки пигмента. Выглядит это так (месяц ежедневного использования без полной прочистки):
























В само же сопло вся эта грязь попасть не может, поскольку игла входит в сопло с очень небольшим зазором. Грязь остается внутри красочного канала, удаляется ершиком.

У Инфинити, как я уже говорил в предыдущем посте, материальное сопло интегрировано с красочным каналом. Зазор между иглой и той частью сопла, которая является частью красочного канала, довольно велик:



























 Сопло-канал, прижимаясь к отверстию емкости для краски, тоже создает небольшое сужение канала в зоне крепления. Но оно не так выражено, как у Иваты. Поэтому некоторая часть грязи в сопло попадает, и его приходится регулярно чистить.

У Иваты материальное сопло можно не прочищать по полгода - игла притерта изнутри, и сопло очищается самой иглой в процессе нормального функционирования аэрографа. Грязь туда практически не может попасть. У Инфинити самоочищается только часть сопла, которая находится ближе к кончику.

При правильной дисциплине обращения с аэрографом пыль-грязь на материальном сопле Инфинити можно счищать на ранних этапах формирования, прямо с тефлонового уплотнителя, пока она не проникла глубже. Инфинити легче разбирать для такой регулярной чистки - достаточно руками отвернуть головку воздушного сопла, и протереть уплотнитель тампоном.

В Ивате канал подачи краски чистить можно только с использованием специального ключа, откручивая микроскопическое сопло, которое имеет привычку куда-нибудь спрыгнуть со стола. Для прочистки нужен маленький ершик. Но зато такую процедуру допустимо выполнять не каждый раз по окончании работы с аэрографом, а значительно реже, раз в несколько месяцев.

В общем, рассмотрение конструкции каналов подачи краски и воздуха не выявляет однозначных преимуществ той или иной конструкции. Ивату можно чистить реже, но делать это сложнее. Инфинити надо чистить регулярно, но делается это элементарно просто. У Иваты есть преимущество в материале сопла, оно почти "вечное". В Инфинити его придется менять. Пока не могу сказать, насколько часто; есть прикидка, что раз в полтора-два года, в зависимости от интенсивности использования.

В сборе, без защитных коронок иглы, распылительная часть аэрографов выглядит так:






Здесь слева Инфинити, на нем установлен распылительный комплект 0.4 мм, а на Ивате штатный 0.2 мм. Отличий, как видно, почти нет.

Защитная коронка иглы у Иваты простейшая кольцевая, неудобная. Крепится на воздушное сопло резьбовым соединением, накапливает внутри себя пигмент, если не снимать в ходе работы. Для тонких работ ее надо отвинчивать, хотя почему-то многие считают ее неотъемлемой частью аэрографа.

У Инфинити защита иглы реализована грамотнее. Штатная коронка рожковая:






Коронка крепится без резьбы, ее можно произвольно поворачивать. Она практически не загрязняется при работе и не заслоняет обзор. Но вот такая схема крепления несколько неудобна. Установить коронку просто, а вот снятие требует приложения некоторых усилий, и есть риск зацепить иглу. При снятии на коронке пальцам трудно за нее ухватиться. Психологически игла воспринимается незащищенной, хотя умом понимаешь, что все там продумано.

"Эксклюзивная" дистанционная коронка у Инфинити крепится точно так же, предназначена для нанесения исключительно тонких линий:





Для точных работ - находка. Жаль, нельзя регулировать расстояние до поверхности, и пятно будет всегда одного и того же диаметра. Впрочем, с использованием рожковой коронки, Инфинити вполне реально использовать для чертежных работ с зазором от поверхности менее миллиметра:































В комплект поставки входит также защитный колпачок, который точно так же крепится внатяг:






Пожалуйста, не считайте его частью аэрографа. Этот колпачок предназначен только для защиты иглы при транспортировке, работать с ним нельзя.

Грифы у обоих аэрографов оснащены ограничителем хода иглы, который используется для регулировки максимальной подачи краски:



























У Иваты это простой винтовой ограничитель, ничего необычного. Регулировка производится "на глаз". При очистке аэрографа ограничитель приходится выкручивать, потом его часто забываешь установить в рабочее положение, да и ловить это рабочее положение приходится по новой.

У Инфинити ограничитель хода иглы продуман безупречно. Мало того, что он градуирован, он еще имеет 2 положения. При нажатии на кнопку вы вдавливаете ограничитель в рабочее положение, выставляете на шкале нужный уровень подачи краски и работаете. Нужно снять ограничитель - просто тянете за колпачок. С щелчком он встает в "положение ожидания". Надо снова ограничить подачу - снова вдавливаете, и он встает на установленную позицию. На практике ограничитель хода иглы в Инфинити 2-позиционный, и может работать также и в обычном "винтовом" режиме, но использовать его в таком режиме смысла нет.

На обоих аэрографах гриф имеет вырез. Вырез - профессиональная фишка. Он повышает гибкость использования. Например, вы можете вручную позиционировать иглу второй рукой. Очень удобно прочищать аэрограф в ходе смены краски: подергать в вырезе суппорт туда-обратно при высоком давлении. А самая соль - в возможности превратить мгновенно аэрограф в устройство одинарного действия с фиксированной подачей краски. Это делается очень просто: вы выставляете ограничитель на нужную подачу, нажимаете триггер, ослабляете фиксатор иглы, возвращаете триггер (придерживайте иглу) - и закрепляете иглу в новом "нулевом" положении. Теперь при подаче воздуха вы получите штрих нужной толщины сразу. Точно так же, без разборки, можно вернуть аэрограф в нормальное состояние. В общем, доступ к суппорту повышает удобство работы в специфических ситуациях, а спектр возможных техник довольно обширен. Не забываем, что у Инфинити через вырез грифа доступна также регулировка чувствительности триггера.






Гриф Иваты сделан из нержавеющей стали с хромированием, как и весь аэрограф. У Инфинити корпус грифа сделан из анодированного алюминия, он ощутимо легче. Кроме того, он крепится на многозаходную резьбу, и снимается-одевается за один оборот.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

;